Цикл романов «Судьба короля» Оксаны Панкеевой — это не только хороший язык и закрученный сюжет, но и тонкие жизненные наблюдения. И есть там среди прочего описание мотивационных комплексов.
Нет, конечно, можно пойти и классическим путём: три уровня человека как феномена (биологический, социальный, психический/духовный), три основных инстинкта (выживание, размножение, доминирование/подчинение) — наложили, получили сеточку-табличку: биовыживание (потребность в безопасности, сне, пище…), социовыживание (потребность в общении, в признании, в принадлежности к группе…), психовыживание (потребность в познании, в смысле жизни…), то же для других инстинктов (потребности в сексе, в значимом другом, в любви; потребности в территории, быть сильным, быть слабым, в уважении и самоуважении). В некоторые клеточки ложатся несколько потребностей, а не одна — и это всё действительно базовые потребности, основные мотивации. Но их взаимосвязи — это уже непросто; а выводить из них мотивационные комплексы — умучаешься. Аналитический путь в данном случае слишком долог. Синтетический — через интуицию, инсайт — напротив, быстр (хоть и не так надёжен). Особенно когда инсайт уже состоялся. А у Панкеевой он состоялся.
Итак, гражданину достаточно стабильности, бойца влечёт мотивационный комплекс. Наиболее часто встречающиеся мотивационные комплексы — точнее, соответствующие им идентичности — таковы.
Шаман (также колдун, ведьма и т. п.; у Панкеевой — маг). Мотивационный комплекс завязан на реализации сверхъестественных способностей.
Адепт (у Панкеевой — мистик). Мотивационный комплекс построен на вере.
Хищник (у Панкеевой — вор). Мотивационный комплекс основан на удачливости.
Учёный (у Панкеевой — алхимик). Мотивационный комплекс базируется на жажде познания.
Воитель (у Панкеевой — воин). Мотивационный комплекс, по формулировке Панкеевой, — «упоение битвой».
Бард. Мотивационный комплекс — творчество.
С общегражданской точки зрения все эти комплексы — несчастья сплошные: спокойно живётся тому, у кого нет сверхъестественных способностей, кто не верует истово, а лишь [не] совершает привычные ритуалы, кому не нужно полагаться на удачу, кого не влекут тайны мироздания, кто не жаждет отстоять своё превосходство, кого не жжёт изнутри творческий зуд. И это нормально: гражданин и должен жить спокойно, в рамках колеи. Бойцу же придётся со своими комплексами работать — искать свой путь.
О каждом пути — отдельный рассказ. В следующий раз поговорим о пути шамана.